Инновационные технологии ремонта путей

Совместные технические решения ОАО «РЖД» и Группы ПТК ускоряют процесс обновления железнодорожной сети

Одной из главных составляющих развития скоростного и тяжеловесного движения железных дорог в России является состояние верхнего строения пути. Ремонт и текущее содержание верхнего строения пути – ключевой источник затрат для владельцев инфраструктуры. Российским холдингом Группа ПТК были разработаны инновационные технологии и создана новая путевая техника.

В процессе развития современного скоростного и тяжеловесного движения возникла необходимость в разработке новых технологий ремонта пути. Поэтому несколько лет назад научно-технический совет ОАО «Российские железные дороги» сформулировал перечень требований к технологическим решениям по обслуживанию путей и созданию высокопроизводительных комплексов, предназначенных для их реализации на практике.

Решением этой задачи занялись инженеры и конструкторы Группы ПТК совместно с профильными институтами ОАО «РЖД». Был создан крупнейший в путевом машиностроении Инженерный центр для разработки инновационных технических решений.


Основа – в основании железнодорожных путей

Основной причиной дефектов железнодорожного пути и источником затрат является состояние балластной призмы и земляного полотна, которое в итоге и приводит к резкому снижению скорости перевозок на отдельных участках. «Владельцу инфраструктурного комплекса постоянно приходится решать двойную задачу, связанную с поддержанием высокого качества железнодорожных путей и одновременным сокращением затрат на их обслуживание и ремонт, – рассказал «Гудку» директор по развитию Группы ПТК Святослав Афанасьев. – Именно поэтому предложенные нами новые технологии ремонта пути были направлены прежде всего на повышение качества и стабильности балластной призмы, которое, в свою очередь, зависит от качества подготовки земляного полотна, дренажных систем, кюветов и т.д.»


Чистота и стабильность балласта – залог качества

Комплекс решений, разработанных специалистами Группы ПТК, включает три инновационные технологии – скоростную очистку щебёночного балласта, формирование защитных подбалластных слоёв и формирование объёмно-уплотнённой балластной призмы. Создание каждой из них преследует конкретную цель. Так, внедрение технологии скоростной очистки балласта позволяет справиться с загрязнениями щебня, которые, в свою очередь, являются одной из основных причин возникновения дефектов пути.

При поиске технологических решений важно было учесть, что очистка балластной призмы служит главным источником затрат на текущее содержание железнодорожной инфраструктуры. Также следовало нивелировать и фактор, сдерживающий рост эффективности ремонта пути, то есть низкую производительность существующих щебнеочистительных машин. За счёт решения этих задач технология Группы ПТК позволяет значительно увеличить скорость щебнеочистительной машины – до 750 м/ч. Специалистам удалось оптимизировать логистическую схему выполняемых работ, что, в свою очередь, позволило увеличить вместимость и ускорить оборачиваемость составов для вывоза засорителей. Применение этих шагов в комплексе повысило эффективность технологического процесса ремонта пути в целом.

При разработке технологии формирования защитных подбалластных слоёв основное внимание было уделено усилению несущей способности земляного полотна и воспрепятствованию загрязнения балластной призмы. Это решалось с помощью инновационной технологии формирования послойно-уплотнённого защитного подбалластного слоя. Новые машины позволяют существенно ускорить выполнение работ – до 100–150 м/ч, оптимизировать логистическую схему за счёт организации локальных зон хранения и подготовки стройматериалов, а также значительно снизить затраты благодаря эффективному использованию вторичных материалов.

Удалённость мест погрузки балластных материалов выливается не только в высокие расходы на доставку, но и сказывается на длительности периода обслуживания пути. Решить проблему удалось путём организации временных локальных баз, расположенных не более чем в 30 км от места проведения работ, а для вывоза засорителей и балласта разработаны новые быстро разгружаемые составы СЗ-88.

Нужно сказать, что технология формирования балластной призмы в традиционном варианте имеет серьёзный недостаток, обусловленный необходимостью ограничения скорости движения поездов после ремонта. При этом наращивать её приходится постепенно, по мере проведения дополнительных работ, связанных с добалластировкой, выправкой и стабилизацией путей. Инновационное решение Группы ПТК позволило увеличить скорость движения поездов до 80 км/ч сразу после ремонта. При этом этапность работ сократилась за счёт исключения этапа добалластировки балластной призмы. В итоге был снижен и объём расходов на текущее содержание пути, при этом экономия расходов на каждом этапе инновационных технологий позволяет заказчику получать суммарный и долгосрочный экономический эффект.

Внедрение инновационных технологий на сети железных дорог способно дать огромный экономический эффект в 34% при ремонте путей, что подтверждается утверждёнными в ОАО «РЖД» технико-экономическими обоснованиями.


Техника по технологии будущего

Все вышеперечисленные технологии ремонта пути невозможно было бы реализовать без создания инновационной путевой техники. Силами Группы ПТК был создан Универсальный путевой комплекс, состоящий из щебнеочистительной машины ЩОМ-2000, состава для вывоза засорителей СЗ-88 и распределительно-уплотнительной машины МР-100. «Эта техника выполняет такие операции, как уплотнение среза земляного полотна, формирование разделительных слоёв, укладку геотекстиля и геосетки, а также производит скоростную очистку балласта, при этом позволяя сократить количество используемых в работе единиц техники и численность персонала», – рассказал «Гудку» Святослав Афанасьев. Использование машин в различных технологических операциях позволяет увеличить коэффициент использования машин и обеспечивает эффективный возврат инвестиций в путевую технику.

Группа ПТК предлагает сегодня не просто новые путевые машины, а целый путевой комплекс, позволяющий внедрить на сети инновационные технологии ремонта пути и получить Заказчику значительный экономический эффект.

Новая линейка машин обладает уникальными техническими параметрами. Например, особенностью ЩОМ-2000 является её модульность, позволяющая двум секциям работать независимо друг от друга как самостоятельные машины. Сами за себя говорят и показатели производительности. Скорость работы двухсекционной ЩОМ-2000 в два раза выше, чем у мировых аналогов, и за час она способна очистить 750 м пути. Многофункциональность ЩОМ-2000 позволяет применять её в различных технологических цепочках – при скоростной очистке щебня, полной вырезке балласта с сепарацией и без неё и создании подбалластных слоёв.

Такими качествами, как универсальность и многофункциональность, может похвастаться и распределительно-уплотнительный комплекс МР-100, который уникален и по набору имеющихся функций, и по эффективности. В зависимости от актуальных целей МР-100 также можно использовать как единый комплекс увеличенной мощности, так и отдельными секциями. Комплекс позволил выполнить решение как минимум двух сложных задач, связанных с созданием подбалластно-защитного и послойного объёмно-уплотнённого балластного слоя. Главное же преимущество машины заключается в том, что равномерная объёмно-уплотнённая балластная призма правильной геометрии создаётся сразу же, что даёт возможность без промедления открывать движение поездов со скоростью 80 км/ч.

Ещё одна разработка Группы ПТК – упомянутый выше состав СЗ-88, предназначенный для погрузки, транспортировки и выгрузки засорителей и балластных материалов. По вместимости и скорости работы СЗ-88 не имеет мировых аналогов. Высокая оборачиваемость состава достигается за счёт одновременной выгрузки всех вагонов, при этом через концевой вагон можно осуществлять разгрузку на большом расстоянии, а его универсальность и самоходность позволяют встраиваться в различные технологические цепочки для синхронизации работы машин с разной производительностью.

Линейка новой путевой техники, созданная Группой ПТК, включает и многофункциональную автомотрису АТМ, названную революционным продуктом Группы ПТК в сегменте путевых машин для скоростного и высокоскоростного движения. Она может выполнять весь спектр работ по текущему содержанию пути, заменяя собой комплексы машин стоимостью более миллиарда рублей, за счёт использования экскаваторной стрелы и крана-манипулятора с большим грузовым моментом и вылетом стрелы. Высокая скорость движения АТМ (160 км/ч) сокращает время ремонтных окон, а снижение стоимости эксплуатационных затрат достигается благодаря питанию от контактного провода. Использование автономного дизель-генератора АТМ позволяет машине работать на неэлектрифицированных участках пути.


Качество техники – уже сегодня

Тульские машиностроители выпустили на пути железных дорог новую линейку машин, которые стали прототипами новых революционных разработок. Задачей этих машин была отработка технических решений. Внедрение новой техники потребовало как создания мощной сервисной службы, так и организации взаимодействия с Заказчиком – ОАО «РЖД». Результатом нашей совместной работы стали данные по выработке щебнеочистительных машин в текущем сезоне. Именно эти цифры и говорят о качестве продукции. Лидером по выработке среди всех машин парка стала именно тульская машина. Новые машины ЩОМ-1200С и ЩОМ-1600 были переданы в эксплуатацию в 2016–2017 годах и сразу стали лидерами среди машин разных типов и производителей. Если посмотреть на данные сезона 2017 года по типам щебнеочистительных машин, то новые тульские машины, значительно обогнав всех российских конкурентов, вплотную приблизились по выработке к лучшим мировым образцам. Учитывая, что многие машины были введены в середине сезона и сезон 2017 года ещё не закончен, можно ожидать ещё лучших результатов в области качества продукции.

Качественная отработка новых технических решений совместно с ОАО «РЖД» позволяет нам уверенно смотреть на перспективы ЩОМ-2000 и других наших машин.


Импортозамещение как двигатель прогресса

Ещё лет пять назад заказчики путевой техники предпочитали покупать в основном импортные машины, но затем ситуация изменилась в связи с резким скачком курсов валют. Высокий уровень зависимости от импортной техники является и важным фактором безопасности для владельца инфраструктуры.

На заводе «Тулажелдормаш», входящем в Группу ПТК, разработки новой техники велись и ранее, что подтверждается многочисленными патентами на изобретения. После введения экономических санкций в отношении РФ сегмент отечественного железнодорожного машиностроения получил новый импульс для развития. Созданная на предприятии линейка новой техники для ремонта и строительства железнодорожных путей смогла успешно конкурировать с импортными машинами, при этом её стоимость оказалась практически в два раз ниже зарубежного оборудования. В настоящее время менять зарубежную технику на российскую планирует основной заказчик Группы ПТК – ОАО «Российские железные дороги», поэтому объёмы производства будут только возрастать, тем самым помогая импортозамещению набирать обороты, а российской промышленности – развиваться.

Ещё одно перспективное направление развития предприятия – это участие в программе экспорта железнодорожного машиностроения с учётом заинтересованности зарубежных партнёров и мер по стимулированию несырьевого экспорта, предпринимаемых руководством страны. После того как завод освоил выпуск инновационных путевых машин, его продукция стала пользоваться большим интересом за рубежом. В прошлом году Группа ПТК поставляла новую технику в страны СНГ, а в настоящее время принимает участие в тендерах в Индии и осуществляет предконтрактную работу в Иране, Египте, на Кубе и в других странах. Всё это подтверждает конкурентоспособность отечественной техники и технологий на мировом уровне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *