Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие Требования включают основные технические условия, нормы, требования и правила устройства и содержания пути, сооружений и устройств промышленного железнодорожного транспорта Российской Федерации, обеспечивающих его функционирование при допускаемых скоростях движения.
1.2. Железнодорожный путь (далее — путь) промышленного транспорта представляет собой комплекс инженерных сооружений и устройств, предназначенных для осуществления внешних и внутренних перевозок грузов (исключая перемещения в пределах технологических агрегатов) на предприятиях и организациях.
1.3. Путь состоит из верхнего строения (рельсы, стрелочные переводы, подрельсовое основание со скреплениями и балластная призма) и нижнего строения (земляное полотно, водоотводные и искусственные сооружения).
На участках автоблокировки путь оборудуется электрическими рельсовыми цепями, связанными с работой сигнальных устройств, сигналами, сигнальными и путевыми знаками, устройствами путевого заграждения.
Для пропуска через железнодорожные пути автотранспортных средств устраиваются переезды и путепроводы соответственно в одном или разных уровнях, а для прохода пешеходов — пешеходные мосты и дорожки (тротуары), пешеходные тоннели.
1.4. Пути промышленного железнодорожного транспорта делятся на внешние (подъездные) и внутренние пути.
К внешним (подъездным) путям относятся пути с комплексом зданий, сооружений и устройств при них, предназначенные для обслуживания внешних перевозок грузов предприятий и организаций, соединяющие станцию (пункт) примыкания железнодорожных магистральных линий общей сети с промышленной станцией и другими раздельными пунктами, а при их отсутствии с погрузо-разгрузочными путями или со стрелочным переводом первого ответвления внутренних путей.
К внутренним путям относятся:
— пути промышленных железнодорожных раздельных пунктов (станций, включая входные сортировочные станции промышленных районов, узлов и отдельных предприятий, разъезды, посты и обгонные пункты) со зданиями и сооружениями при них;
— соединительные пути, связывающие пути раздельных пунктов или отдельных производств предприятий, расположенных на обособленных площадках с веером путей грузовых фронтов, контейнерных площадок и с другими погрузо-разгрузочными путями грузовых фронтов с путями локомотивно-вагонного хозяйства, промывочно-пропарочных станций, вагонных весов и других транспортных сооружений и объектов;
— погрузо-разгрузочные пути, включая пути грузовых дворов, контейнерных площадок, складских баз и т.п. объектов предприятий и организаций;
— пути и комплексы зданий и сооружений ремонтных хозяйств, локомотивно-вагонных депо, пунктов экипировки локомотивов и подготовки вагонов к погрузке, тяговых подстанций и прочих транспортных объектов предприятий и организаций.
1.5. Внешние (подъездные) и внутренние соединительные пути в зависимости от их назначения, размеров и характера движения подразделяются на категории:
I — пути с объемом перевозок более 25 млн. т брутто в год, пути с протяженностью более 3 км независимо от порядка движения и объема перевозок, пути со скоростями движения по ним до 80 км/ч;
II — пути с объемом перевозок более 3 до 25 млн. т брутто в год, пути с протяженностью до 3 км с поездным и организованным маневровым порядком движения, пути со скоростью движения по ним до 40 км/ч;
III — пути с объемом перевозок до 3 млн. т брутто в год, пути с маневровым характером движения и допускающим скорость движения по ним до 25 км/ч, а также имеющие непосредственный выход на погрузо-разгрузочные фронты и въезды в здания.
1.6. Железнодорожные пути, предназначенные для обращения подвижного состава с осевыми нагрузками 450 кН и более, укладываются по специальному проекту.
1.7. Содержание пути, сооружений и устройств должно производиться в соответствии с нормами и допусками, установленными настоящими Требованиями, Правилами технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта (Правила), Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ) и другими нормативными документами, связанными с содержанием пути.
1.8. Железнодорожные пути организаций, по которым обращаются локомотивы железных дорог Российской Федерации, должны соответствовать требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
1.9. Контроль за состоянием пути, организация работ и их непосредственное выполнение по содержанию пути, сооружений и устройств в зависимости от объема перевозок, протяженности пути, эксплуатационных условий, технической оснащенности возлагается на специализированные подразделения предприятий и организаций или на подразделения магистральных железных дорог на договорной основе.
1.10. Содержание пути должно осуществляться при наиболее рациональном сочетании двух основных условий: обеспечение безопасности движения поездов с установленными скоростями и ресурсосбережения. Рациональность такого сочетания достигается на основе деления путей в зависимости от допускаемых скоростей движения, грузонапряженности и осевых нагрузок.
2. ТРЕБОВАНИЯ, НОРМЫ УСТРОЙСТВА И СОДЕРЖАНИЯ РЕЛЬСОВОЙ КОЛЕИ
2.1. Требования и нормы устройства рельсовой колеи
2.1.1. Путь в профиле и плане должен соответствовать утвержденной документации.
2.1.2. Кривые участки подъездных и соединительных путей должны иметь радиус не более 2000 м на путях I категории и 1000 м на путях II и III категорий.
Наименьшая допускаемая величина радиусов кривых в плане вне зависимости от типов обращающегося подвижного состава принимается в соответствии с табл.2.1.
Таблица 2.1
Допускаемая величина радиусов кривых в плане
Категория подъездных и соединительных путей
Радиусы кривых в плане, м
Основные
Допускаемые в условиях
трудных
особо трудных
I
500
250
180
II
300
200
160
III
200
180
160
Примечания: 1. При объемах перевозок более 5 млн. т брутто/год (кроме путей горнодобывающих предприятий) наименьшие допускаемые радиусы кривых для путей II и III категорий следует принимать по нормам для путей I и II категорий соответственно.
2. На передвижных путях карьеров и отвалов, а также на подходах к рабочим уступам, радиус допускается уменьшить до 150 м.
Радиусы кривых на соединительных путях, располагаемых на территории предприятий, допускается уменьшить в зависимости от типа подвижного состава от 160 до 60 м, назначения путей от 140 до 80 м.
На застроенных территориях в особо трудных условиях для слитковозных путей и путей движения мульдовых тележек наименьший радиус кривых допускается 60 м.
2.1.3. Прямые и кривые участки пути радиусом 2000 м и менее, а также смежные круговые кривые разных радиусов сопрягаются посредством переходных кривых.
Длину переходных кривых при сопряжении прямых и кривых участков пути принимают в соответствии с табл.2.2.
Таблица 2.2
Длина переходных кривых в зависимости от радиуса и категории пути
Радиус круговой кривой, м
Длина переходных кривых, м, при категории подъездных и соединительных путей
I
II
III
2000-1500
20; 0; 0
0
0
1400-1000
40; 20; 0
20; 0; 0
0
900-700
60; 40; 20
20; 0; 0
0
600-400
80; 60; 40
20; 20; 0
0
300-250
80; 60; 40
40; 20; 20
0
200-180
80; 60; 40
60; 40; 20
20; 0; 0
150-100
—
80; 60; 40
40; 20; 0
80
—
80; 60; 40
60; 40; 20
60
—
—
60; 40; 20
Примечания:
1. Первые значения длины переходных кривых — основные; вторые — допускаемые в трудных условиях; третьи — допускаемые в особо трудных условиях.
2. Переходные кривые допускается не предусматривать на подходах к рабочим горизонтам карьеров.
При сопряжении смежных кривых участков пути, направленных в разные стороны, переходные кривые указанной в табл.2.2 длины следует предусматривать со стороны каждой сопрягаемой кривой.
Длину переходных кривых для однопутных линий и наружного пути двухпутных линий определяют по формуле:
Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта,
где: Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта — расчетное возвышение наружного рельса в круговой кривой, мм;
Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта — расчетный уклон отвода возвышения, мм/м.
Для внутреннего пути двухпутной линии длина переходной кривой определяется по формуле:
Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта,
где: Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта — уширение междупутья в кривой, м;
Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта — радиус кривой, м.
Полученную по расчету длину переходных кривых следует округлять до значений, кратных 10.
Длина переходной кривой не должна быть менее 20 м.
2.1.4. Прямые вставки между переходными кривыми, а при их отсутствии — между круговыми кривыми следует предусматривать на путях I категории длиной 50 м, а на путях II и III категорий — 30 м.
В трудных условиях допускается уменьшить длину прямых вставок между кривыми, направленными в разные стороны на путях I и II категорий до 20 м, на путях III категории прямые вставки не предусматриваются, а кривые, направленные в одну сторону, заменять общей кривой. В особо трудных условиях вставки можно не устраивать на путях всех категорий.
2.1.5. В кривых участках пути наружная рельсовая нить устраивается и содержится выше внутренней. Величина возвышения Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта, мм, определяется по формуле:
Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта,
где: Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта — расчетная скорость движения поездов, км/ч;
Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта — радиус кривой, м.
В зависимости от конкретных условий работы пути в кривой (интенсивность износа рельсов по одной и другой нитям) полученная расчетом величина возвышения, при необходимости, может корректироваться.
Независимо от радиуса кривой возвышение наружного рельса с учетом допусков не должно превышать 150 мм.
2.1.6. На перегонах и станциях, расположенных в кривых, возвышение наружного рельса на внешних и внутренних путях устанавливается с учетом, как допускаемых скоростей движения, так и габаритов приближения строений в соответствии с Инструкцией по применению габаритов приближения строений. На кривых участках раздельных пунктов (кроме путей, по которым предусматривается безостановочный пропуск поездов) возвышение наружного рельса, переходные кривые и прямые вставки между смежными кривыми могут не устраиваться.
Переводные кривые стрелочных переводов, расположенных на прямых участках, содержатся без возвышения наружного рельса.
Стрелочные переводы, расположенные на путях безостановочного пропуска поездов в кривых с возвышением наружной нити могут устраиваться также с возвышением наружной нити, если переводная кривая совпадает по направлению с кривыми участками пути. При этом величина возвышения наружной нити на стрелочном переводе должна быть не более 75 мм. Если же переводная кривая стрелочного перевода не совпадает по направлению с кривым участком пути, то возвышение на таких стрелочных переводах, как правило, не устраивается; допускается на таких стрелочных переводах его устраивать величиной не более 20 мм. Скорость движения поездов по переводной кривой в таких случаях должна быть не более 15 км/ч.
На закрестовинных кривых возвышение наружного рельса, как правило, не устраивается.
На погрузо-разгрузочных путях, расположенных в кривых участках пути, возвышение наружного рельса не устраивается, за исключением путей отвалов в пределах фронта разгрузки, где требуется устраивать возвышение наружного рельса со стороны откоса независимо от плана пути. Величина такого возвышения должна приниматься 100-150 мм в зависимости от устойчивости кромки откоса отвала. На кривых участках, где откосная (отвальная) нитка рельсов является внутренней, возвышение не должно превышать 40 мм.
2.1.7. Величины возвышения наружного рельса в зависимости от радиусов кривых и скоростей движения обращающегося по ним подвижного состава приведены в табл.2.3 и 2.4.
Таблица 2.3
Возвышение наружного рельса на кривых участках пути
Радиус кривой в плане, м
Возвышение наружного рельса в кривых участках пути, мм, при расчетной скорости движения поездов (подач), км/ч
80
60
40
30
25
15
10
2000
40
25
10
0
0
0
0
1800
45
25
15
0
0
0
0
1500
55
30
15
0
0
0
0
1400
60
35
15
10
0
0
0
1200
70
40
20
10
0
0
0
1000
80
45
20
15
0
0
0
900
90
50
25
15
10
0
0
800
100
60
25
15
10
0
0
700
115
65
30
20
15
0
0
600
135
75
35
20
15
0
0
500
150
90
40
25
20
0
0
300
—
150
70
40
30
10
0
250
—
150
80
45
35
15
0
200
—
—
100
60
40
15
0
180
—
—
115
65
45
20
0
160
—
—
—
—
50
20
0
150
—
—
—
—
—
—
10
140
—
—
—
—
—
—
10
120
—
—
—
—
—
—
15
100
—
—
—
—
—
—
15
80
—
—
—
—
—
—
20
60
—
—
—
—
—
—
25
Таблица 2.4
Возвышение наружного рельса на путях обращения специального подвижного состава
Радиус круговой кривой, м
Возвышение наружного рельса при пропуске специального* подвижного состава, мм, при скорости, км/ч
10
15
20
300
—
10
10
250
—
10
15
200
—
10
15
180
—
10
20
160
—
10
20
150
—
15
20
140
10
15
20
120
10
15
20
110
10
15
30
100
10
20
30
90
10
20
30
80
10
20
40
70
15
20
50
60
15
30
55
50
15
35
65
________________
* К специальному подвижному составу относятся чугуновозы, шлаковозы, тележки для перевозки слитков и изложниц, тележки с мульдами и коробками для перевозки шихтовых материалов.
Примечание: В необходимых случаях для уменьшения износа рельсов в кривой из-за несоответствия расчетной и фактической скоростей возвышение наружного рельса на кривых участках пути может быть увеличено или уменьшено на 25% против нормы.
2.1.8. Отводы возвышения наружного рельса кривой и кривизны при переходе от прямых к кривым, и наоборот, устраиваются на протяжении переходных кривых. Начало и конец отвода возвышения наружного рельса кривой и кривизны должны совпадать с точками НПК (начало переходной кривой) и КПК (конец переходной кривой).
В стесненных условиях допускается устройство отводов возвышения без переходных кривых либо на протяжении прямой, либо по 50% — на прямой и кривой (без соблюдения условия совпадения отводов возвышения и кривизны).
2.1.9. На близко расположенных кривых одного направления без переходных кривых отводы возвышения устраиваются только в том случае, если на протяжении прямой вставки, расположенной между концами кривых, укладываются длины обоих отводов и между их концами остается прямой участок длиной не менее 25 м (рис.2.1). В случае недостаточной длины прямой вставки для соблюдения этого условия отвод делается более крутым, но не круче, чем допускаемый по табл.2.5. Если же и в этом случае длина прямого участка оказывается менее 25 м, то возвышение делается на всем протяжении прямой между кривыми. При этом возвышение устанавливается равным возвышению на кривых и делается переходным на длине прямой вставки при разных радиусах кривых (рис.2.2).
Рис.2.1 Схема отводов возвышения наружной рельсовой нити при сопряжении смежных кривых одного направления при достаточной длине прямой вставки между ними
Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта
Рис.2.1 Схема отводов возвышения наружной рельсовой нити при сопряжении смежных кривых одного направления при достаточной длине прямой вставки между ними
Рис.2.2 Схема отводов возвышения наружной рельсовой нити при сопряжении смежных кривых одного направления при недостаточной длине прямой вставки между ними
Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта
Рис.2.2 Схема отводов возвышения наружной рельсовой нити при сопряжении смежных кривых одного направления при недостаточной длине прямой вставки между ними
При отсутствии прямой вставки на двухрадиусной кривой одного направления отводы возвышения наружного рельса и уширения колеи делаются в переходной кривой или в пределах кривой большего радиуса (рис.2.3).
Рис.2.3 Схема отводов возвышения наружной рельсовой нити между смежными кривыми разных радиусов одного направления без прямой вставки
Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта
Рис.2.3 Схема отводов возвышения наружной рельсовой нити (и уширения колеи) между смежными кривыми разных радиусов одного направления без прямой вставки
При разносторонних кривых без переходных кривых отвод возвышения делается на прямой вставке между ними. В этом случае между концами отводов возвышения наружных нитей кривых должен быть прямой участок длиной не менее 25 м при возможности устройства отводов возвышения с уклоном не более 1‰. При соблюдении этого условия допускается увеличить уклон до 3‰. При сохранении длины прямой вставки 25 м, снизив скорость в соответствии с табл.2.5; при невозможности выполнения и этого условия допускается уменьшение прямого участка без возвышения до длины 15 м с устройством отводов уклоном до 3‰, причем в начале круговой кривой возвышение должно составлять не менее половины величины полного возвышения (рис.2.4).
Рис.2.4 Схема отводов возвышения наружной рельсовой нити при сопряжении смежных кривых разного направления при недостаточной длине прямой вставки между ними
Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта
Рис.2.4 Схема отводов возвышения наружной рельсовой нити при сопряжении смежных кривых разного направления при недостаточной длине прямой вставки между ними
Во всех случаях, когда между кривыми одного или разных направлений прямая вставка недостаточна, порядок устройства отводов возвышения наружного рельса и уширения колеи устанавливается начальником железнодорожного цеха промышленного предприятия. В особо трудных условиях прямые вставки между кривыми, направленными в разные стороны, разрешается не устраивать.
2.1.10. Уклоны отводов возвышения наружного рельса в кривых должны быть одинаковыми по всей длине переходной кривой. При большой длине переходной кривой (более 60 м) допускается иметь разные уклоны отводов на отрезках переходной кривой длиной не менее 30 м. При этом в обоих случаях наибольший уклон отвода не должен превышать величин, приведенных в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Рекомендуемые и предельно допускаемые уклоны отводов возвышения наружного рельса в кривых
Уклоны отвода возвышения, мм/м
Установленная скорость движения поездов, км/ч
рекомендуемые
допускаемые
1,6
1,9
80
1,8
2,1
75
1,9
2,3
70
2,0
2,5
65
2,1
2,7
60
2,3
2,9
55
2,5
3,0
50
2,7
3,1
40
3,0
3,2
25
Уклон отвода возвышения более 3,2 мм на один 1 м не допускается.*
________________
* Текст соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.
В особо трудных, стесненных условиях, при отсутствии переходной кривой уклон отвода возвышения может быть не круче 5 мм на 1 м длины пути.
2.1.11. Путь в плане должен соответствовать проектному положению. Положение пути в плане нормируется и оценивается, в зависимости от установленных скоростей движения поездов, по разности смежных стрел изгиба рельсовых нитей, измеряемых от середины хорды длиной 20 м.
Стрелы изгиба круговой кривой по радиусу и хорде определяются по следующей формуле:
Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта,
где: Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта — стрела изгиба, мм;
Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта — хорда, м;
Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта — радиус кривой, м.
Стрела в пределах переходной кривой, за исключением начала и конца, определяется по формуле:
Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта,
где: Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта — стрела переходной кривой в точке, отстоящей от начала переходной кривой на расстоянии Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта, мм;
Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта — стрела изгиба круговой кривой, мм;
Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта — расстояние от начала переходной кривой до точки, в которой определяется стрела, м;
Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта — длина переходной кривой, м.
Стрелы изгиба кривых различных радиусов при хорде 20 м приведены в табл.2.6.
Таблица 2.6
Величины стрел изгиба круговых кривых, измеренных от середины хорды длиной 20 м
Радиус, м
Стрела, мм
200
250
250
200
300
167
350
143
400
125
450
111
500
100
550
91
600
83
650
77
700
72
750
67
800
63
850
59
900
56
950
53
1000
50
1200
42
1500
33
1800
28
2000
25
Допустимые размеры разностей смежных стрел от хорды длиной 20 м, не требующие устранения, при содержании пути в плане в прямых и кривых (а в переходных кривых — от равномерного роста стрел) не должны превышать:
При скорости движения 71-80 км/ч
— 10 мм;
61-70 км/ч
— 15 мм;
41-60 км/ч
— 20 мм;
16-40 км/ч
— 25 мм;
до 15 км/ч
— 30 мм.
2.1.12. Продольный профиль пути должен иметь элементы возможно большей длины, но не менее 100 м. В трудных условиях длину элементов продольного профиля на путях II и III категорий разрешается уменьшить до 50 м.
Смежные прямолинейные элементы продольного профиля подъездных и соединительных путей при алгебраической разности сопрягаемых уклонов свыше 6‰ для путей I категории, свыше 8‰ для путей II категории и свыше 10‰ для путей III категории следует сопрягать в вертикальной плоскости кривыми радиусом не менее 2000, 1000 и 500 м соответственно.
Смежные элементы продольного профиля путей, предназначенных для перевозки горячих грузов, при алгебраической разности смежных уклонов свыше 5‰ следует сопрягать вертикальными кривыми радиусом не менее 1000 м. На стрелочных переводах, расположенных на переломах продольного профиля, радиус вертикальной кривой должен быть не менее 2000 м независимо от категории путей.
Стрелочные переводы на главных и приемо-отправочных путях раздельных пунктов должны находиться вне пределов вертикальной кривой радиусом не менее 5000 м, в особо трудных условиях на раздельных пунктах лесовозных веток, в карьерах и отвалах — не менее 2000 м.
Длина элементов криволинейного профиля должна быть не менее 25 м, а алгебраическая разность смежных уклонов не более 2‰.
2.1.13. План и профиль пути подлежат инструментальной проверке не реже одного раза в 10 лет, а продольные профили сортировочных горок, путей для скатывания вагонов с вагоноопрокидывателей, маневровых вытяжек не реже одного раза в 3 года.
На предприятиях и организациях должны быть чертежи планов и профилей всех железнодорожных путей. В них должны своевременно вноситься все изменения.
2.1.14. Государственным стандартом «Габарит приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм ГОСТ 9238-83» установлены габариты приближения строений С и СТехнические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта (см. Приложение 1).
Сооружения и устройства подъездных путей от станции примыкания до территории промышленных, транспортных и других предприятий (для внешних (подъездных) путей) должны удовлетворять требованиям габарита приближения строений С, установленного государственным стандартом.
Сооружения и устройства, расположенные на территориях и между территориями заводов, фабрик, мастерских, депо, речных и морских портов, шахт, грузовых дворов, баз, складов, карьеров, лесных и торфяных разработок, электростанций и других промышленных и транспортных предприятий, а также промышленных железнодорожных станций (для внутренних путей предприятий) должны удовлетворять требованиям габарита приближения строений СТехнические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта, установленного государственным стандартом.
Габариты С и СТехнические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта следует применять при реконструкции (усилении) существующих внешних (подъездных) и внутренних путей промышленных, транспортных и других предприятий, сооружений и устройств на них, при электрификации, постройке дополнительных главных путей и удлинении станционных путей, путевом развитии станций и других работах, при эксплуатации внешних (подъездных) и внутренних железнодорожных путей предприятий, сооружений и устройств.
Установленные ГОСТ 9238-83 габариты приближения строений и расстояния между осями путей должны соблюдаться в течение всего периода эксплуатации сооружений, устройств и путей. Ответственность за несоблюдение габаритных нормативов при эксплуатации путей, сооружений и устройств несут руководители предприятий и организаций, на балансе которых находятся эти сооружения, устройства пути, а также должностные лица, ответственные за эксплуатацию этих объектов.
Для создания необходимых условий для пропуска негабаритных и сверхгабаритных грузов на станциях следует предусматривать как минимум по одному пути в каждом направлении, на которых должно быть обеспечено полное соответствие всех сооружений и устройств очертаниям габаритов С и СТехнические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта по сплошным линиям для перегонов. Соседние с этими путями междупутья должны иметь ширину не менее 4800 мм на существующих и не менее 5300 мм на вновь строящихся и переустраиваемых станциях, разъездах и обгонных пунктах. Высота предельных столбиков, устанавливаемых в этих междупутьях, не должна превышать 450 мм, считая от уровня верха головок рельсов.
Негабаритные сооружения и устройства, влияющие на безопасность работы персонала, должны быть ограждены с обеих сторон постоянными предупредительными знаками «Осторожно! Негабаритное место».
Грузы, которые не могут быть размещены на открытом подвижном составе в пределах габаритов погрузки, перевозятся в соответствии с порядком, установленным МПС России.
2.1.15. Расстояние между осями смежных путей раздельных пунктов на прямых участках должно соответствовать требованиям, приведенным в табл.2.7.
Таблица 2.7
Расстояние между осями смежных путей
Назначение станционных путей
Расстояние между осями смежных путей, мм
основное
минимальное
Главные пути
5300
4800
Главные и смежные с ними пути
5300
5300
Приемо-отправочные и сортировочные пути
5300
4800
Крайние пути смежных пучков путей сортировочного парка
6500
5300
Стрелочная улица и смежный с ней путь
5300
5300
Экипировочные пути при наличии на них:
смотровых канав
5500
5500
пескораздаточного устройства (со стороны лестницы)
6700
5850
Пути парков приема, отправления, сортировочно-отправочные пути, где предусматривается безотцепочный ремонт вагонов
Через один путь
5300 и 5600
Весовой и смежный с ним путь со стороны весовой платформы
5300
5300
Пути перегрузки непосредственно из вагона в вагон
3650
3600
2.1.16. Величина руководящего уклона (для каждого отдельного подъездного и соединительного пути) не должна превышать 30‰. В трудных и особо трудных условиях на соединительных путях II и III категорий, на путях карьеров и лесовозных ветках допускается применять руководящий уклон 40‰, при использовании тяговых агрегатов — свыше 40‰, но не круче 60‰.
Крутизну руководящего уклона на кривых участках пути следует уменьшать на величину, эквивалентную дополнительному сопротивлению от кривой.
Пути для перевозки горячих грузов металлургических производств должны располагаться на горизонтальной площадке. В трудных условиях допускается применение предельных уклонов до 2,5‰, на путях для перевозки жидкого чугуна, стали, горячих слитков и изложниц и до 10‰ — на путях для перевозки жидкого шлака и шихтовых материалов в мульдах и коробах на тележках, в особо трудных условиях соответственно 4‰ и 15‰.
Раздельные пункты, отдельные парки и пути маневровых районов, на которых предусматривается сортировка вагонов, должны располагаться на горизонтальной площадке, а в трудных и особо трудных условиях — на уклонах не круче 1,5‰. На раздельных пунктах, на которых сортировка не предусматривается, допускается устраивать уклоны не круче 2,5‰.
На раздельных и обгонных пунктах, на которых не предусматривается производство маневров и отцепка локомотива, допускается устраивать уклоны, не превышающие 12‰.
В карьерах и отвалах горнодобывающих предприятий на транзитных станциях, разъездах и обгонных пунктах допускается, при тех же условиях, устраивать уклоны крутизной до 75% от руководящего.
Сортировочные пути в пределах стрелочной зоны со стороны вытяжного пути следует устраивать на спуске до 2,5‰ в сторону сортировки вагонов или на площадке.
Вытяжные пути за пределами стрелочной горловины раздельных пунктов следует устраивать на спуске не круче 2,5‰ в сторону обслуживаемых ими путей или на горизонтальной площадке. В трудных условиях допускается вытяжные пути располагать на подъеме не круче 2,0‰ в сторону станции.
В пределах стрелочных горловин уклон должен быть не более 2,5‰. Диспетчерские съезды, отдельные стрелочные переводы на подъездных и соединительных путях, а в трудных условиях и горловины, на которых не предусматривается производство маневров, можно располагать на любом уклоне, не превышающем руководящий, уменьшенный на 3‰.
2.1.17. Номинальная ширина рельсовой колеи на прямых и кривых участках, измеряемая на уровне 13 мм от поверхности катания колеса по рельсу, приведена в табл.2.8.
Таблица 2.8
Номинальные размеры ширины колеи, мм
План пути
Деревянные шпалы
Железобетонные шпалы
Колея 1520 мм
Прямые и кривые радиусом 350 м и более
1520
1520
Кривые радиусом менее 350 м до 300 м (включительно)
1530
—
Кривые радиусом менее 300 м
1535
—
Колея 1524 мм
Прямые и кривые радиусом более 650 м
1524
—
Кривые радиусом от 650 м до 450 м
1530
—
Кривые радиусом от 449 м до 350 м
1535
—
Кривые радиусом от 349 м и менее
1540
—
Примечание: В кривых участках пути радиусом от 349 м до 150 м разрешается укладка шпал при рельсах Р50 и Р65 с устройством рельсовой колеи шириной 1532 мм и 1529 мм соответственно. Устройство колеи указанных размеров достигается путем разворота ассиметричных рельсовых подкладок КБ-50 и КБ-65А на 180°.
2.1.18. Рельсовые нити на прямых участках должны быть расположены в одном уровне.
Разрешается на прямых участках содержать путь по уровню с возвышением на 6 мм одной нити над другой, при этом длина такого прямого участка не должна быть менее 200 м за исключением прямых участков, расположенных между смежными кривыми одного направления, на которых возвышение одной нити над другой может быть и при длине прямой менее 200 м.
На прямых, расположенных на двухпутных участках пути, повышается, как правило, наружная нить; на однопутных участках возвышение рельсовой нити устанавливается в зависимости от местных условий (состояния земляного полотна, наличия односторонних пучин и др.).
Возвышение одной нити над другой на прямом участке должно заканчиваться не ближе 25 м от начала возвышения в кривой, если повышенная нить на прямой совпадает с нижней нитью кривой.
Если на прямых участках с возвышением одной нити над другой расположено мостовое полотно на балласте, то на нем также должно быть сохранено это возвышение.
На мостах с ездой поверху с мостовыми брусьями возвышение допускается, если длина моста не более 25 м. На мостах большей длины с мостовыми брусьями, в тоннелях и на подходах к ним протяжением 25 м, а также на стрелочных переводах, расположенных на прямых участках, содержать путь с повышением одной нити над другой на 6 мм не допускается.
2.1.19. Вследствие того, что внутренняя рельсовая нить по сравнению с наружной имеет меньшую длину, а устройство стыков рельсов требует их расположения по наугольнику, то по внутренней нити через расчетное число рельсов нормальной длины укладываются укороченные рельсы с укорочением на 40, 80 и 120 мм рельсов длиной 12,5 м и 40, 80 и 160 мм — рельсов длиной 25 м.
Допускается укладка рельсов длиной 25 м на кривых участках пути без укорочения. При этом стыки укладываются «вразбежку» с расположением стыка одной рельсовой нити против середины другой нити.
Для определения количества и порядка укладки укороченных рельсов рассчитывают величину укорочения внутренней нити против наружной по длине. Это укорочение определяется по формуле:
Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта,
где: Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта — длина кривой, м;
Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта — радиус кривой, м;
Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта — расстояние между осями рельсовых нитей, мм, Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта=1600 мм.
Общее количество укороченных рельсов для укладки на внутренней нити кривой равно:
Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта,
где: Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта — величина укорочения всей внутренней нити относительно наружной, мм;
Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта — величина укорочения одного рельса, мм.
Число рельсов в группе, в которой один должен быть укороченным определяется по формуле:
Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта,
где: Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта — нормальная длина рельса, м.