Юго-Восточная железная дорога (ЮВЖД)

Юго-Восточная железная дорога (ЮВЖД) — один из 16 филиалов-дорог ОАО «Российские железные дороги», включающий часть железнодорожной сети страны располагающийся на территории Воронежской, Белгородской, Волгоградской, Ростовской, Курской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Липецкой, Саратовской, Пензенской областей[1]. Главный офис расположен в городе Воронеже. В управлении ЮВЖД находятся 311 станций.[2]

Несмотря на историческое название, унаследованное от времён Российской империи, пролегает по территории областей, расположенных на юго-западе европейской части нынешней России. 37-километровый участок дороги на линии Воронеж — Ростов проходит по территории Луганской области Украины и являлся предметом российско-украинских межправительственных переговоров[3]. В 2017 году закончено строительство двухпутной электрифицированной железной дороги в обход Украины из Воронежской в Ростовскую область на участке Журавка — Миллерово[4]. 11 декабря были построены новые станции Зайцевка и Сергеевка в Воронежской области. Демонтаж старого участка был запланирован на весну 2018 года.

Управление дороги находится в Воронеже. Начальник дороги с 20 апреля 2018 года — Сергей Александрович Задорин (род. 27 апреля 1966)[5].

Основные показатели за 2019 год:

Эксплуатационная длина дороги — 4 235,22 км;
Численность сотрудников — 34 793 человек человек;
Средняя заработная плата — 43 886 рублей;
Погрузка грузов — 84 млн 100 тыс. тонн (снижение на 6 млн тонн к 2018 году);
Перевезено пассажиров:

в дальнем сообщении — 3,3 млн человек;
в пригородном сообщении — 7,1 млн человек[1].
Регионы ЮВЖД

Белгородский регион Юго-Восточной железной дороги (г. Белгород)
Лискинский регион Юго-Восточной железной дороги (г. Лиски)
Мичуринский регион Юго-Восточной железной дороги (г. Мичуринск)
В состав дороги входили Белгородское, Мичуринское, Елецкое, Ртищевское, Лискинское, а ранее и Воронежское отделения. С 1 июля 2010 года все отделения упразднены и образованы три региона: Белгородский, Лискинский и Мичуринский[6].

Основные узловые станции дороги: Елец, Лиски, Отрожка, Ртищево, Грязи, Кочетовка, Балашов, Богоявленск, Раненбург, Поворино, Таловая, Россошь, Валуйки, Старый Оскол, Белгород.

Объём погрузки на ЮВЖД в 2018 году составил 90,2 млн тонн, начисленная выручка 53,38 млрд рублей[7].
Границы железной дороги
Флаг России Приволжская железная дорога
по ст. Дуплятка (включительно) — с Волгоградским регионом ПривЖД,
по ст. Ильмень (исключая её) — с Волгоградским регионом ПривЖД,
по ст. Благодатка (включительно) — с Саратовским регионом ПривЖД;
Флаг России Куйбышевская железная дорога
по ст. Кривозёровка (исключая её) — с Пензенским регионом КБШЖД;
Флаг России Московская железная дорога
по ст. Курск (исключая её) — с Орловско-Курским регионом МЖД,
по ст. Елец (включительно) — с Орловско-Курским регионом МЖД,
по ст. Ефремов (исключая её) — с Тульским регионом МЖД,
по ст. Павелец-Тульский (исключая её) — с Московско-Рязанским регионом МЖД,
по ст. Касторная-Курская (включительно) — с Орловско-Курским регионом МЖД,
по ст. Готня (включительно) — с Орловско-Курским регионом МЖД,
по посту 315 км (исключая его) — с Московско-Рязанским регионом МЖД;
Флаг России Северо-Кавказская железная дорога
по ст. Чертково (исключая её) (стык закрыт), Сохрановка (заменил) — с Ростовским регионом СКЖД.
Флаг Украины Донецкая железная дорога (украинская часть):
Пограничный переход Валуйки — Лантратовка.
Флаг Украины Южная железная дорога
по ст. Илёк-Пеньковка, Хотмыжск, Нежеголь, о.п.Соловей, Наумовка.
История

Удостоверение личности ЮВЖД, 1914 год.
Первой железной дорогой в границах Юго-Восточной дороги стала Рязанско-Козловская железная дорога, построенная в 1866 году. Эта линия была продолжена до Воронежа в 1868 и Ростова-на-Дону в 1871 году. В 1868—1871 году построена дорога Елец — Грязи — Борисоглебск — Царицын и линия Козлов — Тамбов — Саратов (её строило общество Тамбово-Саратовской железной дороги, но ныне Юго-Восточная железная дорога обслуживает участок от Мичуринска до Благодатки включительно). В период с 1880 по 1890 год построены линии и ветви железной дороги: Харьков — Балашов, Елец — Валуйки, Таловая — Калач. В те же годы общество Рязано-Уральской железной дороги строит линии Астапово — Данков, Лебедянь — Елец, Богоявленск — Челновая, Раненбург — Павелец с ветвью на Троекурово — Астапово, Данков — Волово, Иноковка — Инжавино.

В 1893 году создано акционерное общество Юго-Восточных железных дорог, объединившее Козлово — Воронежско — Ростовскую и Орлово — Грязи — Царицынскую железные дороги[8].

В 1956 году паровозное депо Ртищево, обслуживающее самый грузонапряжённый ход Пенза — Поворино, переходит на тепловозную тягу. В 1985 году в состав Юго-Восточной железной дороги вошло Ртищевское отделение. В 1993 году — Белгородское отделение также вошло в состав Юго-Восточной железной дороги.

В пределах дороги находится несколько заводов, выпускающих продукцию для нужд железных дорог или ремонтирующих подвижной состав: Воронежский тепловозоремонтный завод, Воронежский вагоноремонтный завод, Мичуринский локомотиворемонтный завод, Тамбовский вагоноремонтный завод.

Дорога награждена орденом Трудового Красного Знамени в 1966 году.

В постсоветское время Юго-Восточная железная дорога подверглась сокращению рельсовой сети. Были демонтированы ветки Лев Толстой — Троекурово, Куликово Поле — Волово. На некоторых направлениях сокращались объёмы пригородного сообщения. Несмотря на это, дорога продолжает обновлять парк подвижного состава новыми электровозами ЭП1М, электропоездами ЭД9М и незначительным количеством тепловозов ТЭП70БС[1].

В 1987 году произведена передача Лиховского отделения Юго-Восточной железной дороги в ведение Северо-Кавказской; граница между дорогами была перенесена со ст. Зверево на ст. Чертково. После полноценного запуска железнодорожного обхода Украины и эта граница была перенесена на северо-восток относительно старой.

В 2015 — 2017 годах осуществлён проект строительства в обход Украины двухпутной электрифицированной железной дороги на участке Журавка – Миллерово[5].

Инфраструктура
Дистанции пути (ПЧ): Грязи ПЧ-1; Воронеж ПЧ-3; Лиски ПЧ-4; Россошь ПЧ-5; Ртищево ПЧ-6; Старый Оскол ПЧ-7; Ржава ПЧ-8; Таловая ПЧ-10; Валуйки ПЧ-11; Поворино ПЧ-12; Балашов ПЧ-13; Елец ПЧ-15; Лев Толстой ПЧ-16; Кочетовка ПЧ-18; Тамбов ПЧ-20; Сердобск ПЧ-21; Раненбург ПЧ-22; Белгород ПЧ-23.
Дистанции сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ): Лиски ШЧ-3; Воронеж ШЧ-4; Грязи ШЧ-5; Мичуринск ШЧ-7; Елец ШЧ-9; Старый Оскол ШЧ-11; Балашов ШЧ-14; Ртищево ШЧ-15; Белгород ШЧ-16.
Дистанции электроснабжения (ЭЧ)
Эксплуатационные локомотивные депо: (Ртищево-Восточное (ТЧЭ-2), Балашов (ТЧЭ-15), Лиски-Узловая (ТЧЭ-4),Россошь (ТЧЭ-3), Воронеж-Курский (ТЧЭ-6),Старый Оскол (ТЧЭ-17). Эксплуатационное локомотивное депо Елец-Северный (ТЧЭ-14) Эксплуатационное локомотивное депо Кочетовка (ТЧЭ-12) Эксплуатационное локомотивное депо Белгород-Курский (ТЧЭ-31)
Сервисные локомотивные депо Южного филиала ООО «ЛокоТех-Сервис» (Воронеж, Елец,Мичуринск, Ртищево, Поворино, Лиски, Россошь-Пассажирская)
Эксплуатационные вагонные депо (ВЧДЭ): Ртищево, Лиски, Валуйки, Стойленская, Казинка, Кочетовка
Ремонтные вагонные депо (ВЧДР)
Дистанция гражданских сооружений (НГЧ)
Известные работники
Дубинин, Анисим Антонович (1888—1938) — первый комиссар дороги, партийный и государственный деятель.
Картаков, Василий Андреевич (1910—1971) — советский военачальник, генерал-лейтенант авиации.
Масленников, Николай Кузьмич (1897—1972) — советский военачальник, генерал-майор.
Володько, Анатолий Иванович (род. 1952) — руководил ЮВЖД 16 лет (2002—2018), кавалер ордена Почёта[5]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *