Ремонт стрелочного перевода

Для определения возможности дальнейшего использования стрелочного перевода его осматривают, измеряют износ рамных рельсов, остряков и крестовин, а также проверяют дефектоскопом. Осмотр, обмер, дефектоскопирование и маркировку стрелочных переводов производит дорожный мастер, бригадир пути, оператор дефектоскопа или другой работник, назначенный начальником дистанции пути. Старогодные стрелочные переводы подразделяют на I, II и III степени годности и предназначают для железнодорожных путей соответствующих категорий, групп и классов.
Старогодные стрелочные переводы в зависимости от степени годности не должны иметь износ основных элементов, превышающий величины, приведенные в табл. 9.8.

Таблица 9.8

Признаки, определяющие степень годности стрелочных переводов типов
Р65 и Р50 по наибольшим величинам вертикального износа

Примечание. Нормы бокового износа элементов старогодных стрелочных переводов, нормы содержания по ширине колеи, размеры желобов, ординаты для установки переводных кривых и другие параметры не должны превышать допусков, предусмотренных Инструкцией по текущему содержанию железнодорожного пути [4].
Старогодные стрелочные переводы не должны иметь остродефектных элементов. Дефектность и остродефектность элементов старогодных стрелочных переводов определяют НТД/ЦП-1-93, НТД/ЦП-2-93 и НТД/ЦП-3-93 и дополнения к ним.

Старогодные стрелочные переводы применяют: для замены дефектных стрелочных переводов и стрелочных переводов пополнения покилометрового запаса; для усиления стрелочного хозяйства; при строительстве новых малодеятельных железнодорожных линий, станционных и подъездных путей.

Для комплектования стрелочных переводов могут быть использованы отремонтированные элементы и сваренные рельсы. Классы путей, где допускается эксплуатация старогодных стрелочных переводов, приведены в табл. 9.9.

Технические условия допускают ремонт (восстановление) наплавкой и механической обработкой изношенных опорных поверхностей подушек стрелочных башмаков; привалочных плоскостей стальных вкладышей; рабочих поверхностей упорных накладок; отверстий в башмаках, подкладках мостиках, упорках;

опорных поверхностей шипов стальных клемм и упорок; выколов в торце головки корня остряков, рамных рельсов, рельсовых усо-виков, рельсов соединительных путей, а также ходовых рельсов при контррельсах и оголовке заднего торца сердечника.

Таблица 9.9

Классы путей, на которых допускается эксплуатация старогодных
стрелочных переводов

Для устранения недопустимого взаимного положения головок остряка и рамного рельса допускают дополнительную механическую обработку рабочих граней остряка от острия до его сечения 20 мм.

Технические условия допускают устранение неровностей и выкрашиваний механической обработкой на рабочих поверхностях остряков и рамных рельсов; литой и рельсовой частях усовиков; рабочей поверхности сердечника. Отремонтированные остряки и крестовины должны соответствовать требованиям нормативных документов.

Наплавку крестовин выполняют непосредственно в пути электродуговым способом. Разрешается наплавка крестовин, имеющих вертикальный износ в сечении сердечника 40 мм, не более 4,5 мм на главных путях, 6,5 на приемо-отправочных и 8,5 мм на прочих станционных путях. Для сборнорельсовых крестовин допускаемый износ принят 4 мм. Наплавка не допускается, если крестовины имеют износ выше нормы, трещины, которые нельзя устранить шлифовкой, отколы.

Наплавку крестовин производят как переменным, так и постоянным током 120—140 А. Часть крестовины, подлежащую наплавке (сердечники и наиболее изношенная часть усовиков), очищают стальной щеткой от грязи и масла и снимают металл шлифовальным кругом на глубину не менее 1,5 мм.

Одним из способов продления сроков службы крестовин является упрочнение поверхностей сердечника и изнашиваемой части усовиков крестовины методом науглероживания. Этим методом производят первичное и повторное упрочнение острых и тупых крестовин всех типов и марок и литых с сердечником из высокомарганцовистой стали после их обкатки в процессе эксплуатации и пропуска по ним 5—10 млн т брутто груза.

При подготовке крестовин к упрочнению их осмотривают и в случае обнаружения наружных дефектов устраняют вышлифовкой с плавным переходом места вышлифовки к поверхности катания. Поверхности крестовин, подлежащих упрочнению, очищают от грязи, масла и следов коррозии и зачищают до металлического блеска.

Необходимо полностью удалить наплывы (накаты) металла с рабочих граней усовиков и сердечников и разметить участки упрочнения в местах интенсивного износа зоны перекатывания крестовины. После удаления наплывов следует проверить обработанные шлифовкой участки крестовины на отсутствие трещин.

Упрочнение участков поверхности крестовины с наиболее интенсивным износом производят угольными электродами диаметром 6 мм марки СК.6 отдельными точками (пятнами), в зоне которых металл крестовины расплавляется дугой. Длительность горения угольной дуги при постановке одного пятна упрочнения составляет 2—4 с. Диаметр пятна упрочнения на поверхности должен быть 8 мм с допускаемыми отклонениями ±2 мм; не допускается перекрытие одного пятна другим.

Расстояние между краями соседних точек (пятен) должно быть в пределах 3—8 мм. Допускают не более 3—4 пар пятен на каждом усовике и сердечнике, располагаемых в шахматном порядке при расстоянии между ними не менее 2 мм. Расстояние от края пятна упрочнения до выкружки сердечника и усовика крестовины должно быть в пределах 3—5 мм.

По краям поверхности пятен упрочнения допускают небольшие возвышения высотой до 0,5—0,7 мм. При большей высоте они вышлифовываются заподлицо с основной поверхностью сердечника или усовика. Допускаются углубления до 1,5 мм в кратерной части пятен упрочнения. Углубления более 1,5 мм устраняют повторным зажиганием дуги на этом месте.

Упрочнение выполняют при температуре не ниже -10 °С. Перед повторными упрочнениями поверхностный слой ранее упрочненных участков крестовины не подвергают шлифованию (как это бывает при восстановлении крестовины наплавкой).

При сплошном исчезновении всех науглероженных пятен повторным упрочнениям подвергают все ранее упрочненные участки крестовины. При этом допускают наличие небольшого числа (до 10—15) следов первичных пятен упрочнения диаметром до 2—4 мм.

При наличии дефектов на поверхности катания усовиков и сердечника, расположенных за пределами подлежащей повторному упрочнению поверхности крестовины, упрочнение производят только после наплавки дефектного участка. При повторных локальных упрочнениях допускают обработку угольной дугой наряду с зоной максимального износа также и прилегающих к зоне переходных участков. При этом допускают перекрытие пятен первичного упрочнения новыми (повторными) пятнами. Перекрытие старых пятен новыми должно быть полным. Работами по проведению повторных упрочнений крестовины руководит бригадир пути.

Упрочнение крестовин методом науглероживания выполняют квалифицированные электросварщики не ниже 5-го разряда, обученные технологии науглероживания, выдержавшие испытания на право производства наплавочных работ и получившие удостоверения или карточки вкладыша о допуске к сварочным работам в квалификационной комиссии под председательством руководителя предприятия.

Электросварщик и шлифовщик должны иметь не ниже II квалификационной группы по технике безопасности.
__________________

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *