Проектирование железных дорог: основы и стадии железнодорожных (ЖД) путей необщего пользования – нормы проекта и изыскания

Проектирование железных дорог: основы и стадии железнодорожных (ЖД) путей необщего пользования

Содержание

Когда требуется проводить строительные работы
Проектирование строительства и реконструкции подъездных железнодорожных путей необщего пользования
Основные стадии проектирования строительства и реконструкции железных дорог
1. Обоснование инвестиций
2. Сбор и оформление разрешительной документации
3. Проведение инженерных изысканий
4. Нормативные документы
5. Разработка документации
6. Проведение экспертизы проектной документации
7. Получение разрешения на строительство

Когда требуется проводить строительные работы
Прокладка новых и модернизация уже существующих линий актуальна в следующих ситуациях:

Нужно упростить логистику и оптимизировать маршруты между точками следования, то есть сделать их более удобными, безопасными, современными, прямыми и менее окольными. А это требуется почти всегда, ведь станции и переезды появлялись последовательно, а не одновременно.
Необходимо разгрузить определенные участки и пункты – убрать очереди, расширив пропускную способность, увеличить скорость прохождения и тому подобное. Обычно это достигается организацией дополнительных узлов и развязок, прокладкой параллельных путей.
Начинается разработка месторождения полезного ископаемого (руды или газа), и к нему, прямо от цехов или складов компании-добытчика, подводятся линии. Создается замкнутая или протяженная – примыкающая к другим трассам система транспортировки.
Отдельные чертежи объектов составляются при восстановлении длительно используемых, давно неэксплуатируемых, вышедших из строя, морально устаревших. На них, в частности, планируется замена, разбор, укладка рельс, а также другие процессы ключевого значения.

Компания «ПромПутьСнабжение» оказывает услуги по продаже рельсов по всей России. Реализует шпалы, крепеж, инструмент путевой, оказывает услуги по сверлению, фрезеровке, резке, сварке, ремонту линий, изготавливает ж/д изделия.

Услуги по продаже рельсов
Услуги по продаже рельсов

Проектирование строительства и реконструкции подъездных железнодорожных путей необщего пользования
Это комплексная задача, каждый этап которой должны решать профильные специалисты – опытные экономисты, инженеры, прорабы и так далее. Причем все документы по современным стандартам они обязаны составлять в электронном виде – чтобы упростить внесение правок, передачу чертежей и схем, ведение отчетности. Поэтому в процессе работы всегда используются САПР и целый ряд другого специфического программного обеспечения.

К непосредственной реализации принятых решений переходят строго после согласования с заказчиком, экспертизы и одобрения чертежей и результатов исследований со стороны государственных органов.

Чертеж по результатам исследования рельефа местности.
Чертеж по результатам исследования рельефа местности.

Основные стадии проектирования строительства и реконструкции железных дорог
Обоснование целесообразности инвестиций, то есть финансовой важности выполнения задачи.
Сбор, подготовка, оформление и получение разрешительных бумаг.
Проведение изысканий – геодезических, экологических и ряда других (каждое мы подробно рассмотрим ниже).
Непосредственно разработка, с экономической и технической частью.
Экспертиза составленной документации и согласование.
Оформление разрешения под застройку.
После этого объект возводится, проверяется, вводится в эксплуатацию. Внимание, некоторые из перечисленных выше этапов допустимо проводить параллельно, но, опять же, при должном опыте. А теперь давайте взглянем на каждую стадию более детально.

Скоростная магистраль
Скоростная магистраль
1. Обоснование инвестиций

Необходимо убедительно доказать, что создавать и реализовывать проект ЖД дороги целесообразно с финансовой точки зрения. Для этого, согласно текущим стандартам, нужно предоставить:

свидетельства экономической выгоды внедрения такого решения;
подтверждения социальных преимуществ – той пользы, которую получат пользователи линии;
доказательства коммерческих вливаний – данные о том, какие компании готовы вложиться в материальный фонд строительства.
При этом приводятся технические показатели объекта (количество мостов, предполагаемый режим функционирования), указываются сроки и очередность возведения, подсчитывается смета, трудовые ресурсы, число единиц техники. Все это предполагает анализ местоположения, пропускной способности развязки, ее окупаемости и нагрузки, и даже того влияния, которое ЖД окажет на окружающую среду.

Информация обо всех этих моментах и составляет обоснование – комплексный материал, на базе которого согласовывается и утверждается строительство, в четко заданных масштабах и на конкретном участке.

Технические показатели планируемого объекта
Технические показатели планируемого объекта

  1. Сбор и оформление разрешительной документации
    Прежде чем переходить к непосредственной разработке, в соответствии с различными Постановлениями Правительства РФ, Градостроительным кодексом РФ, Распоряжениями ОАО «РЖД» и актуальными основами и нормами проектирования железных дорог и жд путей необщего пользования, необходимо получить:

схемы планировки и межевания территории, предназначенной для обустройства линии;
технические условия на примыкание – их должен выдать владелец той инфраструктуры, подсоединение к которой ожидается;
градостроительный план участка, отведенного под объект капитальной застройки;
ТУ от организаций, ответственных за подключение к коммуникационным и другим сетям или за пересечение с ними;
протокол выбора точки примыкания (ФАЖТ) и/или условия при увеличении грузооборота (ОАО «РЖД»).
Специалисты знают, как собрать все эти документы в кратчайшие сроки, избегая ошибок, отказов, бюрократической волокиты.

Замеры на местности
Замеры на местности

  1. Проведение инженерных изысканий
    Их необходимо осуществлять, так как они дают информацию о прочности и деформациях грунта, о топографии и других характеристиках рассматриваемой площадки. Поэтому любой грамотно составленный жд-проект строительства железной дороги включает в себя следующие подвиды инженерных поисков:

Геодезические – изучается рельеф, со всеми его впадинами и возвышенностями, с рассмотрением целесообразности сооружения подложки и/или прокладки рельс, с оценкой техногенных особенностей.
Геологические – исследуются грунтовые породы (их содержание, строение, прочность), вычисляется вероятность возникновения сдвигов в коре и образования трещин или оползней.
Гидрометеорологические – определяется разница температур и количество осадков, и на основании этих данных выбираются материалы и конфигурация транспортных развязок.
Гидрологические – при ржд проектировании ЖД путей необщего пользования и строительства железных дорог рассматривается даже состав подземных вод и особенности ближайших прудов, озер, рек. Это нужно, чтобы учесть влияние жидкости на образование коррозии и понять, требуется ли проводить какие-либо мероприятия по защите от действия влаги.
Экологические – устанавливается степень потенциального вреда для местности и предлагаются более щадящие способы возведения и эксплуатации маршрутов и станций.
Помимо инженерных, проводятся еще и экономические изыскания, в ходе которых выясняется интенсивность нагрузок (через расстояния и общий тоннаж), востребованность линии среди пассажиров, неравномерность функционирования в течение годичного цикла. Также выбирают варианты по использованию материалов, способов крепления шпал, эпюру шпал, применению нового или б/у материала.

Для грамотного понимания важны обе группы вышеперечисленных исследований. Исходя из них, определяется величина подложки, актуальность организации мостов (а также их тип и протяженность), высота прокладки маршрута, местоположение функциональных узлов и станций, используемые материалы, меры безопасности и многое другое.

Техническое оснащение строительства железных дорог
Техническое оснащение строительства железных дорог

  1. Нормативные документы
    СНиП 32-01-95;
    МПС РФ СТН Ц-01-95;
    СНиП 32-04-97.
    Именно эти своды правил разделяют объекты на несколько категорий, каждая из которых подчиняется определенным стандартам монтажа. В их разделах представлены как общие рекомендации, так и конкретные шаги для обеспечения безопасности, снижения нагрузок, сохранения природных условий и охраны окружающей среды. Так, документы предусматривают высадку зеленых насаждений по краю полотна, если есть вероятность обвала. Или предписывают сделать систему насыпей и свай для снижения нагрузки на грунт, когда существует угроза деформации почвы во время эксплуатации пути. Отдельным пунктом идет организация тоннелей и эстакад с целью сокращения протяженности линии.

Нормативы также определяют обязанности застройщика, вплоть до правильного использования больших участков земли или необходимости вывоза мусора с последующей рекультивацией почвы. Поэтому им нужно следовать.

Анализ грунта
Анализ грунта

  1. Разработка документации
    Это комплексная задача, состоящая из двух частей:

Экономическая – в ней рассматриваются выводы по изысканиям в контексте потенциальной прибыли. Проще говоря, специалисты анализируют возможные расходы и определяют, сколько средств нужно вложить, чтобы окупить затраты и в будущем получать доходы.
Техническая – в ходе ее профессионалы создают схему и профиль транспортной системы, определяют масштабы решаемых задач, рассчитывают материалы, выбирают автоматику и многое другое.
С помощью САПР инженеры располагают трассы на имеющемся рельефе и проверяют их, устанавливают величины пикетажа, анализируют и объединяют элементы. И такой подход позволяет успешно осуществлять как типовое, так и индивидуальное проектирование Ж Д путей необщего пользования. В последнем случае предлагается нестандартное расположение и/или размеры вокзалов, зданий для пассажиров, обгонных пунктов, сигнальных постов, тоннелей, мостов, эстакад и других важных объектов.

  1. Проведение экспертизы проектной документации
    Все составленные на предыдущих этапах схемы и чертежи, вместе с результатами изысканий, подлежат обязательной проверке. Причем заказчик вправе поручить ее как государственной, так и внебюджетной организации. Главное, чтобы вердикт выносило компетентное лицо, облеченное ответственностью.

Положительный результат – заключение о соответствии требованиям регламентов. Отрицательный – отказ и отправка проекта железнодорожного пути необщего пользования на доработку, что оборачивается значительной потерей средств и времени. Поэтому лучше сразу поручать столь комплексную задачу профессионалам. Они не допускают ошибок, применяют только передовые САПР, обладают необходимым опытом, чтобы оптимизировать даже самые нестандартные решения, сами проводят геодезические, экологические, гидрометеорологические и все остальные исследования.

Укладка рельс в нити
Укладка рельс в нити

  1. Получение разрешения на строительство
    Это документ, который:

косвенно указывает на то, что чертежи, схемы, результаты инженерных и экономических исследований успешно прошли экспертизу и получили одобрение;
подтверждает, что разработка и проектирование железнодорожных объектов и путей необщего пользования проведена в соответствии с требованиями к планировке и межеванию территории;
развязывает руки и позволяет перейти к непосредственному возведению или реконструкции.
Помните, только профессиональная разработка – залог современной ЖД.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *